Болиды с авиадвигателями: 5 машин-монстров в автоспорте

Когда речь идёт о скорости, даже самого мощного мотора может показаться мало. «Чемпионат» вспоминает культовые болиды с авиадвигателями.

Человек стремится разогнать машину как можно быстрее с того момента, как первый автомобиль Карла Бенца появился на свет, — не прошло и года, как немец построил свою повозку, а во Франции уже начали проводить первые соревнования на скорость.

К 1898 году автомобили достигали уже 60 с небольшим км/ч, а в 1904-м сам Генри Форд разогнался на 999 Racer до 147 км/ч. Правда, Автомобильный клуб Франции тот рекорд не признал. В 1909 году все точки над «i», казалось, расставил «Блестящий Бенц», на котором Виктор Эмери развил в Бруклендсе невероятные по тем временам 202 км/ч, но энтузиасты не сдались. Некий Дэрил Мерфи пообещал побить рекорд на гигантском «Звере Турина» — автомобиле с 28,4-литровым Tipo S76, мотором, который «ФИАТ» строил для авиационных целей…

«Чемпионат» вспоминает пять самых ярких автомобилей с моторами из другой стихии. 

«Зверь Турина»

В начале 1910-х годов многие автопроизводители экспериментировали с авиационной промышленностью, и одним из них стал «ФИАТ». Итальянцы первыми решили дополнительно опробовать продукцию на автомобиле — это было бы отличной рекламой и поводом привлечь внимание. Так на свет появился S76, известный позже как «ФИАТ» 300 HP Record, или «Зверь Турина».

На машину установили один из двух собранных 28,4-литровых агрегатов — каждый развивал по 290 л.с. при 1 900 об/мин. Целью было побить рекорд «Блестящего Бенца», у которого на борту было только 200 л.с.

Рекорда, правда, не состоялось — в Бруклендсе «Зверь Турина» не достиг даже 140 км/ч. После этого машина в ходе Первой мировой войны исчезла в Европе, но недавно её обнаружили и отреставрировали. В 2015-м восстановленный S76 стал главной звездой Фестиваля скорости в Гудвуде, а о работах по восстановлению машины снят документальный фильм. 

«Мефистофель»

С окончанием Первой мировой войны в Европе оказалось слишком много ненужных авиадвигателей, и спустя 13 лет в «ФИАТе» вспомнили о своей старой идее. Для работы над новым проектом итальянцы пригласили Эрнеста Элдриджа — 26-летнего гонщика и инженера, выигравшего несколько состязаний на собственноручно собранных машинах с авиационными моторами.

Элдридж получил в распоряжение 21,7-литровый двигатель А.12 мощностью 316 л.с. Этот мотор даже во времена войны казался громоздким, но в бою зарекомендовал себя эффективным и надёжным, а потому применялся не только на итальянских, но и на британских и французских бомбардировщиках.

Элдридж установил двигатель на старенькое шасси SB4, которому было уже 15 лет, но конструкция выдержала — двухтонный «Мефистофель», как прозвали автомобиль за душераздирающий грохот, на дороге общего пользования в Арпажоне разогнался до 234,98 км/ч. За рулём в тот день сидел сам создатель машины Эрнест Элдридж. 

«Синие птицы» отца и сына Кэмпбэллов

Всего через несколько месяцев рекорд «Мефистофеля» перекрыл Sunbeam 350HP — Малькольм Кэмпбелл, экс-пилот британских Королевских ВВС, разогнался до 235 с небольшим км/ч, а ещё через полгода поставил новый рекорд — 242,8 км/ч. Кэмпбелл к тому моменту уже имел на счету несколько побед в региональных соревнованиях, но теперь по-настоящему загорелся идеей заездов на скорость и уговорил Sunbeam продать машину ему.

В собственном гараже совместно с Амхерстом Вилльерсом и Лео Виллой Кэмпбелл приступил к работе: он решил заменить двигатель на более мощный «Напьер Лион», выдававший 500 л.с. Новинка получила название «Синяя птица» — в честь пьесы Мориса Метерлинка о поиске счастья и попытке познания мира. Счастья «Птица» Кэмпбеллу наверняка принесла много — в феврале 1927 года он ставит на ней новый рекорд скорости: 281,44 км/ч.

Однако это достижение вскоре превзошёл Генри Сегрэйв на новом Sunbeam, и работы над «Синей птицей» продолжились. Машина получила более обтекаемый кузов, усовершенствованные радиаторы и новый двигатель — ещё большего размера. Именно вторая версия автомобиля позволила Кэмпбеллу пересечь магическую черту в 200 миль/ч: 18 февраля 1928 года на пляже Дайтона-Бич он достиг скорости 333 км/ч.

Сегрейв ответил Кэмпбеллу «Золотой стрелой» — «ракетообразной» машиной с 925-сильным аэродвигателем. Посмотреть на эту машину в деле в Дайтоне собрались 120 000 человек. Новым оружием Кэмпбелла стал «Напьер Лион» VIID W12 — 1450 л.с. 24 февраля 1932 года эта машина достигла скорости 408,7 км/ч, за что Малькольм Кэмпбелл был награждён титулом рыцаря.

Затем, заполучив военные турбодвигатели «Роллс-Ройс», Кэмпбелл смог разогнать свою «Синюю птицу» до 484,5 км/ч, став первым человеком, достигнувшим отметки в 300 миль/ч.

Это был последний рекорд, установленный сэром Малькольмом, однако по стопам отца пошёл его сын. «Синяя птица» CN7 с мотором Proteus 705 мощностью 4500 л.с., который создавался для нужд тяжёлой авиации, достигла в руках Дональда Кэмпбелла скорости 644,9 км/ч. И хотя Международная автомобильная федерация признала это абсолютным рекордом, машины с реактивными двигателями уже ездили быстрее…

«Дух Америки»

Источник